Международный неврологический журнал 5(15) 2007
Вернуться к номеру
Лечение острого церебрального инфаркта предшественником холина в многоцентровом двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании /Treatment of Acute Cerebral Infarction with a Choline Precursor in a Multicenter Double-Blind Placebo-Controlled Study/
Авторы: Yoshiaki Tazaki, MD, Fumihiko Sakai, MD, Department of Medicine, Kitasato University, Saga-mihara; Eiichi Otomo, MD, Department of Medicine, Yokufukai Geriatric Hospital, Tokyo; Takashi Kutsuzawa, MD, Department of Medicine, Research Institute for Brain and Blood Vessels, Akita; Masakuni Kameyama, MD, Department of Medicine, Kyoto University, Kyoto; Temo Omae, MD, National Cardiovascular Center, Osaka; Masatoshi Fujishima, MD, Department of Medicine, Kyushu University, Fukuoka; Akira Sakuma, PhD, Medical Research Institute, Tokyo Medical and Dental University, Tokyo, Japan
Рубрики: Неврология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Для оценки преимуществ клинического использования препарата цитидина 5''-дифосфохолина (ЦДФ-холина) в остром периоде инфаркта головного мозга средней и тяжелой степени было проведено многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. В исследование включены 272 пациента, сроки их госпитализации составили до 14 суток после развития инсульта. У всех обследованных наблюдалась легкая или умеренная степень нарушения сознания. Пациенты были рандомизированы слепым методом на две группы: контрольную группу составили 139 пациентов, у которых в качестве плацебо использовали физиологический раствор, основную — 133 пациента, которым назначили ЦДФ-холин в дозе 1000 мг/сут. на протяжении 14 дней. В группе ЦДФ-холина уровень сознания восстановился в большей степени по сравнению с контрольной группой, кроме того, продемонстрирована безопасность клинического использования ЦДФ-холина.
плацебо, цереброваскулярные нарушения, предшественник холина (цитидина дифосфат холин).
Цитидина 5'-дифосфохолин жизненно необходим для синтеза фосфатидилхолина — одного из структурных компонентов клеточных мембран, которые в условиях церебральной ишемии подвергаются воздействию токсических веществ, таких как свободные жирные кислоты и свободные радикалы [1]. В моделях церебральной ишемии у животных ЦДФ-холин обеспечивает сохранность целостности клеточных мембран путем ускорения вторичного синтеза фосфолипидов [2–4]. Применение ЦДФ-холина также предотвращает повреждение нервных клеток в зоне ишемии благодаря угнетению образования свободных жирных кислот [5, 6].
Основываясь на данных исследований, проведенных на моделях животных, настоящее многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование проводилось с целью выявления и оценки клинической эффективности и безопасности лечения ЦДФ-холином в остром периоде инфаркта мозга.
Материалы и методы исследования
Настоящее исследование было проведено согласно принятому неврологами и нейрохирургами протоколу в 63 академических центрах Японии с января 1982 по февраль 1985 года.
В исследовании приняли участие 272 пациента в возрасте от 29 до 90 лет с острым инфарктом головного мозга. Среди них было 183 мужчины и 89 женщин. Критерии включения в исследование: 1) наличие клинической картины инфаркта головного мозга на протяжении 14 дней; 2) клинический диагноз инфаркта головного мозга, подтвержденный компьютерной томографией (КТ); 3) наличие признаков нарушения сознания от легкой до умеренной степени по японской шкале коматозных состояний, разработанной Ohta и др. [7] (табл. 1) и соотносящейся со шкалой ком Глазго [8]. Пациенты с тотальной афазией, субарахноидальным или внутримозговым кровоизлиянием или наличием показаний к нейрохирургическому вмешательству исключались из исследования.
2007/94/1.png)
До начала исследования было получено согласие на его проведение от родственников или официальных опекунов пациентов.
Дизайн клинического исследования
После установления диагноза инфаркта головного мозга на основании клинической картины и данных инструментального исследования (КТ головного мозга) пациентам из основной группы был назначен ЦДФ-холин в дозе 1000 мг/сут. ежедневно на протяжении 14 дней, пациентам контрольной группы — физиологический раствор (плацебо). Назначения выполнялись центральным координатором исследования, который не знал, кому из пациентов какое лечение было предписано. Исследователи также не знали о назначенном каждому пациенту лечении. Код исследования держался в тайне центральным координатором до конца испытания, после чего был взломан для анализа полученных данных. Применялся ЦДФ-холин в виде раствора в ампулах по 20 мл (в ампуле 1000 мг активного вещества). Плацебо было подготовлено подобным образом в идентичных ампулах по 20 мл, содержащих только физиологический раствор. Как ЦДФ-холин, так и плацебо разводили в 500 мл физиологического раствора или 5% растворе декстрозы и вводили внутривенно капельно один раз в сутки на протяжении 14 дней.
У всех пациентов отсутствовали противопоказания к назначению соответствующих препаратов.
Методы оценки полученных результатов
Оценка динамики неврологических нарушений производилась до и на 1, 2, 3, 7 и 14-е сутки исследования. Окончательную оценку проводили на 14-е сутки или по окончании лечения (табл. 2).
2007/94/2.png)
Основные этапы оценки неврологического статуса заключались в определении динамики изменения сознания и состояния когнитивной сферы у каждого пациента. В проведенных ранее исследованиях было показано, что изменение уровня сознания является наиболее достоверным критерием неврологического улучшения или ухудшения во время лечения. Уровень сознания оценивался по 10-балльной японской шкале для определения степени расстройств сознания. При оценке неврологического статуса особое внимание уделяли наличию дизартрии, сенсомоторных нарушений и оценке рефлексов.
Рейтинг глобального улучшения (РГУ) использовался для оценки динамки индивидуального неврологического статуса в ходе лечения. РГУ оценивался по 6 категориям, основанным на изменениях уровня сознания, индивидуальных неврологических признаках и общем состоянии пациента: значительное улучшение, улучшение, незначительное улучшение, состояние без изменений, ухудшение, значительное ухудшение.
Общемедицинское обследование включало измерение артериального давления, определение частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, а также температуры тела. С помощью КТ определяли локализацию и размеры зоны поражения, а также наличие смещения срединных структур мозга. Лабораторное обследование включало развернутый анализ крови и мочи, проведение печеночных и почечных проб до и во время лечения.
Рейтинг глобальной безопасности (РГБ) оценивали, исходя из частоты развития побочных эффектов согласно результатам лабораторных исследований.
Глобальный рейтинг пользы (ГРП) включал в себя эффективность и безопасность лечения, а также оценку соотношения «польза — риск». ГРП оценивался по 6 баллам путем кодировки оценок терапевта, основанных на РГУ и РГБ, и использовался при каждой оценке.
Общая оценка включала оценку показателей РГУ и ГРП.
Обсуждение хода исследования
До начала исследования 5 пациентов были исключены по причине несоответствия требованиям участия в нем (табл. 2). Таким образом, в исследовании приняли участие 267 пациентов. 12 пациентов, уровень сознания по японской шкале у которых был оценен как III–2 или III–3, и 9, у которых инсульт развился за 2–3 недели до госпитализации, были включены в исследование, поскольку комиссия признала, что данные отклонения от условий протокола исследования являются несущественными и не повлияют на его результаты. Данные проанализированы с использованием U-теста Манна — Уитни и теста χ2. РГУ анализировали на 1, 2, 3, 7 и 14-е сутки лечения. Анализировались и окончательные данные, полученные у пациентов, которые завершили исследование, а также данные пациентов, которые умерли или были исключены из исследования по другим причинам (табл. 2).
Характеристика пациентов
В табл. 3 приведены основные характеристики 267 пациентов, включенных в исследование. Уровень нарушения сознания определялся по японской шкале. I степень нарушения сознания определялась у 55 % пациентов, II — у 39 %, III — у 6 %. Таким образом, у большинства пациентов нарушение сознания было легким или умеренным. С помощью КТ у 70 % пациентов верифицировано поражение средней мозговой артерии. Приблизительно у 30 % пациентов поражение локализовалось в зоне кортикальных ветвей и приблизительно в 30 % случаев были вовлечены перфорирующие ветви, а в 30 % случаев вовлекались и кортикальные, и перфорирующие ветви. Томографические признаки атрофии мозга выявлены в 146 из 267 случаев, и их количество было равномерно распределено между основной и контрольной группами.
2007/94/3.png)
Во время проведения исследования 6 пациентов в основной группе и 11 пациентов в контрольной группе умерли. Причинами летального исхода в основной группе стали некупируемый медикаментозно отек мозга и транстенториальная грыжа (n = 3), прогрессирующий артериальный тромбоз (n = 1), рефрактерные эпилептические припадки (n = 1), острый инфаркт миокарда (n = 1). В контрольной группе 6 пациентов умерли вследствие отека головного мозга и 5 — из-за кардиопульмональных осложнений.
Результаты исследования
Динамика улучшения уровня сознания не отличалась в группах на 1, 2 и 3-и сутки, однако на 7-е и 14-е сутки отмечена значительная положительная динамика в основной группе. При окончательной оценке получены такие результаты: у 51 % пациентов отмечена положительная динамика в основной группе и у 33 % — в контрольной, разница достоверная. На рис. 1 и 2 отображены изменения уровня сознания и РГУ в основной и контрольной группах.
2007/94/4.png)
Различия в РГУ между группами усиливались в ходе лечения. На 2-е и 7-е, а также 14-е сутки в основной группе продемонстрировано значительное улучшение РГУ по сравнению с контрольной. Улучшение отмечено у 32 % (42 из 131) и 18 % (24 из 131) пациентов на 7-е сутки и у 54 % (68 из 125) и 29 % (36 из 125) пациентов на 14-е сутки в основной и контрольной группах соответственно. Улучшение при окончательной оценке состояния показано для 52 % пациентов, получающих ЦДФ-холин, и для 26 %, получающих плацебо.
2007/94/5.png)
Анализ был проведен на основании результатов, полученных из окончательной оценки РГУ (рис. 2). Шкалы улучшения, по которым определяется количество пациентов с улучшением, демонстрировали значительно лучшие результаты в основной группе. Было показано, что высокий процент улучшения состояния пациентов в основной группе по сравнению с контрольной не связан с влиянием возрастных различий или длительности заболевания до начала лечения.
Сравнительный анализ двух групп проводился на основе РГП. Процент эффективности лечения по группам был также рассчитан как количество пациентов, у которых лечение было эффективным. Этот показатель был выше (47 %) в основной группе, чем в контрольной (24 %).
Осложнения отмечены у 4 пациентов (1 %) основной группы (нарушения функции печени, n = 3, нарушения функции почек, n = 1) и у 11 пациентов контрольной группы (нарушения функции печени — 4, кожная сыпь — 3, приливы жара — 1, беспокойство — 1, анемия — 1, нарушения функции почек — 1). Серьезных побочных эффектов, которые потребовали бы прекращения лечения, ни в основной, ни в контрольной группе не отмечено.
Обсуждение полученных результатов
Различные фармакологические подходы к лечению церебральной ишемии предложены на основании результатов экспериментальных исследований, проведенных на патофизиологических моделях острого инсульта у животных. Однако полученные положительные результаты на моделях животных не позволяют с полной уверенностью говорить о сопоставимой эффективности препаратов у пациентов в острой стадии инфаркта головного мозга или геморрагического инсульта [10–12].
Данное исследование — первое крупномасштабное слепое клиническое испытание для сравнительного анализа эффективности ЦДФ-холина у пациентов с инфарктом головного мозга, в ходе которого продемонстрировано значительное улучшение уровня сознания в группе принимавших ЦДФ-холин (основная группа) по сравнению с плацебо. Поскольку мозговой инсульт средней и тяжелой степени в остром периоде сложно измерить объективно, данное исследование проведено с использованием нескольких оценочных шкал, которые показали свою эффективность для предложенных методов лечения. Количество пациентов, включенных в исследование, было больше, чем в других двойных клинических испытаниях, таким образом, это исследование проведено согласно всем требованиям, обобщенным Спенсом и Доннером [13].
Основные клинико-лабораторные критерии и томо-графические признаки поражения мозга, по которым оценивали состояние пациентов, не отличались по группам. Однородность выборки пациентов в группах являлась важным требованием для определения значимости клинических испытаний, что может быть достигнуто только при большом количестве пациентов.
Различия эффективности ЦДФ-холина у пациентов с инфарктом головного мозга выявляли с помощью анализа, при котором сравнивали локализацию зоны поражения (с распространением как на корковые, так и перфорирующие ветви). Этот анализ указывает на то,
что ЦДФ-холин эффективен у пациентов с инфарктом головного мозга умеренной и легкой степени, и применение этого препарата позволяет добиться скорейшего выздоровления. ЦДФ-холин менее эффективен у пациентов с обширным инфарктом мозга. Лечение ЦДФ-холином оказалось недостаточно эффективным или неэффективным при развитии церебрального отека. В этом случае применение ЦДФ-холина нежелательно, в то же время он может быть достаточно эффективен в комбинации с другими лекарственными средствами, применяемыми для лечения инфаркта головного мозга, осложненного церебральным отеком, например, с глицерином [12].
Точные механизмы фармакологического действия ЦДФ-холина при ишемии мозга требуют дальнейшего изучения. Однако результаты данного клинического исследования позволяют предположить, что ЦДФ-холин способствует восстановлению жизнеспособности нейронов в зоне обратимого повреждения и предотвращает усугубление постишемических изменений.
В условиях экспериментальной церебральной ишемии ЦДФ-холин повышает синтез фосфатидихолина и угнетает образование свободных жирных кислот посредством антифосфолипазной активности, особенно при высвобождении арахидоновой кислоты [5–14]. Также было показано, что ЦДФ-холин способствует устранению избытка свободных жирных кислот, стимулируя вторичный синтез фосфолипидов [6]. В исследованиях на моделях церебральной ишемии у крыс холин использовали для стимуляции вторичного синтеза фосфолипидов мембран [15]. Было выявлено недавно, что при введении ЦДФ-холина во время реперфузии у крыс с воспроизведенной моделью церебральной ишемии он непосредственно используется для повторного синтеза липидов мембраны [16]. Это позволяет утверждать, что ЦДФ-холин быстро восстанавливает структурную целостность клеточных мембран, поврежденных при ишемии. Исследования, проведенные на моделях животных с церебральной ишемией, также указывают на то, что ЦДФ-холин повышает синаптосомальное фосфорилирование [17], устраняет митохондриальную дисфункцию [18] и уменьшает образование лактата [19].
Целью настоящего клинического исследования было изучение возможной эффективности ЦДФ-холина на основании положительной динамики изменения уровня сознания в остром периоде инфаркта головного мозга. Несмотря на то что в план исследования не входила оценка отдаленного клинического исхода, завершающий этап состоялся через 18 месяцев у 267 пациентов с инфарктом мозга. Его целью была оценка риска развития фатальных инсультов и кардиопульмональной смерти в группах с использованием модели для анализа выживаемости. Согласно этому анализу прогноз инфаркта головного мозга лучше при применении ЦДФ-холина по сравнению с плацебо. Такие наблюдения послужили основанием для проведения дальнейших исследований роли ЦДФ-холина в лечении инфаркта головного мозга в остром периоде.
1. Kennedy E.P. Biosynthesis of phospholipids // Fed. Proc. — 1957. — 16. — 847-853.
2. Arienti G., Corazzi L., Mastrofini P., Montanini I., Tirillini B., Porcellati G. Involvement of CDP-choline in phospholipid metabolism of brain tissue in vitro // Ital. J. Biochem. — 1979. — 28. — 39-45.
3. Horrocks L.A., Dorman R.V., Dabrowiecki Z., Goracci G., Porcellati G. CDP-choline and CDP-ethanolamine prevent the release of free fatty acids during brain ischemia // Prog. Lipid. Res. — 1981. — 20. — 531-534.
4. Suno M., Nagaoka A. Effect of CDP-choline (Nicholin®) on cerebral lipid metabolism following complete ischemia in rats (in Japanese) // Jpn. Pharmacol. Ther. — 1985. — 13. — 5623-5628.
5. Trovarelli G., DeMedio G.E., Dorman R.V., Ticcinin G.L., Horrocks L.A., Porcellati G. Effect of cytidine diphosphate choline (CDP-choline) on ischemia-induced alterations of brain lipid in the gerbil // Neurochem. Res. — 1981. — 6. — 821-833.
6. Dorman R.V., Dabrowiecki Z., DeMedio G.E., Trovarelli G., Porcellati G., Horrocks L.A. Control of lipid metabolism in ischemic brain by CDP amines // Phospholipids in the Nervous System, Metabolis / Ed. by L.A. Horrocks, G.B. Ansell, G. Porcellati. — New York: Raven Press, 1982. — Vol 1. — 123-135.
7. Ohta T., Waga S., Handa H., Saito I., Takeuchi K., Suzuki J., Takaka A. New grading of level of consciousness in acute stage (in Japanese, English abstract) // Proceedings of the Third Conference of Surgical Treatment of Stroke. — Kawasaki, Neuron-sha, 1975. — 61-67.
8. Teasdale G., Tennett B. Assessment of coma and impaired consciousness. A practical scale // Lancet. — 1974. — 2 — 81-84.
9. Tazaki Y., Otomo E., Kutsuzawa T., Karoeyama M., Omae T., Fujishima M. Clinical effects of CDP-choline (Nicholin®) on disturbance of consciousness in the acute stage of cerebral apoplexy (I) —Preliminary evaluation by the multicenter, double-blind, controlled method (in Japanese) // Ther. Res. — 1985. — 3. — 883-903.
10. Buonanno F., Toole J.F. Management of patients with established («completed») cerebral infarction // Stroke. — 1986. — 12. — 7-16.
11. Yatsu F.M., Pettigrew L.C., Grotta J.C. Medical therapy of ischemic strokes // Stroke / Ed. by H.J.M. Barnet, B.M. Stein, J.P. Mohr, F.M. Yatsu. — New York; Edinburgh; London; Melbourne: Churchill Livingstone, 1986. — Vol 1: Pathophysiology, Diagnosis, and Management. — 1069-1083.
12. Bayer A.J., John Pathy M.S., Newcombe R. Double-blind randomised trial of intravenous glycerol in acute stroke // Lancet. — 1987. — 1. — 405-407.
13. Spence J.D., Donner A. Problems in design of stroke treatment trials // Stroke.— 1982. — 13. — 94-99.
14. Dorman R.V., Dabrowiecki Z., Horrocks L.A. Effects of CDP-choline and CDP-ethanolamine on the alterations in rat brain lipid metabolism induced by global ischemia // J. Neurochem. — 1983. — 40. — 276-279.
15. Yatsu F.M., Moss S.A. Brain lipid changes following hypoxia // Stroke. — 1971. — 2. — 583-587.
16. Kakihana M., Fukuda N., Suno M., Nagaoka A. Effects of CDP-choline on neurological deficits and cerebral glucose metabolism in rat models of cerebral ischemia // Stroke. — 1988. — 19. — 217-222.
17. Benzi G., Arrigoni E., Pastoris O., Villa R.F., Dossena M., Agnoli A., Guiffrida A.M. Drug action on the metabolic changes induced by acute hypoxia on synaptosomes from the cerebral cortex // J. Cereb. Blood Flow Metab. — 1982. — 2. — 229-239.
18. Alberghina M., Viola M., Serra I., Mistretta A., Giuffrida A.M. Effect of CDP-choline on the biosynthesis of phospholipids in brain regions during hypoxic treatment // J. Neurosci. Res. — 1981.— 6. — 421-433.
19. Watanabe A., Kohno S., Mitsunobu K., Suzuki T., Ohtsuka S. Effect of CDP-choline on glucose metabolism in perfused brain (in Japanese). — Brain Nerve. — 1971. — 23. —721-725.
