Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 20 (392) 2011

Вернуться к номеру

Галавит в комплексной терапии больных хроническим рецидивирующим фурункулезом с измененными показателями аффинности иммуноглобулинов

Авторы: О.А. Щербакова, Т.В. Латышева, Н.X. Сетдикова ГНЦ «Институт иммунологии Минздрава РФ», г. Москва, Россия

Версия для печати


Резюме

В настоящее время существует тенденция к росту числа хронических бактериальных и вирусных заболеваний, для которых характерны непрерывно рецидивирующее течение и малая эффективность антибактериальной и симптоматической терапии. Одну из ведущих ролей в хронизации различных заболеваний играют иммунные нарушения как системного, так и местного характера. Иммунная система, призванная обеспечить биологическую индивидуальность организма и, как следствие, выполняющая защитную функцию при контакте с инфекционными, генетически чужеродными агентами, в силу разных причин может давать сбой, что ведет к нарушению защиты организма от микробов и проявляется повышенной инфекционной заболеваемостью.

Одним из таких заболеваний является хронический рецидивирующий фурункулез (ХРФ), характеризующийся частыми рецидивами, длительными, вялотекущими обострениями, торпидными к проводимой антибактериальной терапии. В возникновении и развитии хронического фурункулеза наряду с особенностями возбудителя, его патогенными, вирулентными и инвазивными свойствами большая роль отводится нарушениям нормального функционирования и взаимодействия различных звеньев иммунной системы.

Диагностически наиболее значимыми являются изменения в фагоцитарном и гуморальном звеньях иммунной системы, а также их сочетанная патология [7, 10, 11]. При оценке параметров гуморального иммунитета имеет значение не только количество иммуноглобулинов, но и их функциональная активность. Одним из главных показателей функциональной активности является аффинность антител. Способность продуцировать низкоаффинные антитела может привести к состоянию иммунодефицита, которое проявляется частыми инфекционными процессами [2, 9]. Изменения в гуморальном звене у больных ХРФ в основном представлены дисиммуноглобулинемией. Впервые Н.X. Сетдиковой и соавт. [5, 6] было показано, что причиной рецидивирования фурункулеза у таких пациентов является снижение аффинности иммуноглобулинов к общей антигенной детерминанте (ОАД) Staphylococcus aureus, который чаще всего служит причиной возникновения фурункулов и преимущественно высевается при бактериологическом исследовании у больных ХРФ [1].

В последнее время в комплексной терапии больных ХРФ все чаще используют препараты, оказывающие корригирующее действие на иммунную систему [3, 8]. На фармакологическом рынке появляются новые иммуномодулирующие препараты, одним из которых является Галавит.

В настоящей работе представлены данные о клинической эффективности и влиянии Галавита на показатели иммунного статуса больных ХРФ. Исследование проводилось на базе отделения иммунопатологии Института иммунологии.

 Материалы и методы

Проведено клинико-лабораторное и иммунологическое обследование 50 больных ХРФ, находившихся в фазе обострения основного заболевания. Всем больным проводили обследование, направленное на выявление очагов хронической инфекции и сопутствующей патологии. Иммунный статус оценивали с помощью различных методик:

1) оценку системного иммунитета осуществляли путем определения в крови абсолютного и относительного количества лейкоцитов и лимфоцитов. Определяли субпопуляционный состав последних с помощью моноклональных антител методом проточной цитометрии;

2) уровни иммуноглобулинов классов А, М, G в сыворотке периферической крови исследовали методом радиальной иммунодиффузии в геле по Манчини;

3) функциональную активность фагоцитов периферической крови определяли по величинам фагоцитарного индекса и индекса стимуляции люминолзависимой хемилюминесценции;

4) бактерицидность (внутриклеточный киллинг St.aureus) определяли методом, основанным на использовании проточного цитометра, разработанным в лаборатории клинической иммунологии Института иммунологии [4];

5) относительную аффинность антител определяли по методике В. Luxton и Е. Tompson [9].

У всех пациентов иммунологическое обследование проводили до начала лечения и после окончания курса терапии. Все больные получали местную терапию в виде обработки фурункулов антисептическими растворами, антибактериальными присыпками, кремами, использовали также мазевые повязки. Всем пациентам проводили коррекцию выявленной сопутствующей патологии. Больные были разделены на две группы. В 1-ю группу были включены 30 больных, получавших в дополнение к местной иммунокорригирующую терапию. В качестве иммунокорригирующего препарата применяли Галавит (ЗАО ЦСМ «Медикор») по 100 мг внутримышечно ежедневно 5 инъекций, а затем по 100 мг через день 15 инъекций. Кроме того, 9 больных этой группы получали системную антибактериальную терапию.

Во 2-ю группу вошли 20 больных, получавших наряду с местной системную антибактериальную терапию.

 Результаты и обсуждение

Нами обследовано 50 больных (26 мужчин и 24 женщины) в возрасте от 20 до 65 лет (табл. 1). У всех пациентов имелся ХРФ в фазе обострения. Клиника определялась наличием фурункулов, локализованных на разных участках тела. Длительность заболевания составляла от 0,5 года до 18 лет.

У всех больных наблюдалось частое рецидивирование фурункулеза. Данные о количестве обострений в год, длительности обострения (в днях) и тяжести проявлений ХРФ у этих больных представлены в табл. 2–4. Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что у 88 % больных наблюдалось тяжелое течение заболевания, у 32 % — частое рецидивирование, у 42 % — непрерывнотекущий процесс; длительность обострения у 56 % пациентов составляла более 14 дней.

Из сопутствующей патологии в 100 % случаев отмечены несанированные очаги инфекции, в 84 % — патология со стороны желудочно-кишечного тракта, реже встречались эндокринные и аллергические заболевания. Частое выявление дисбактериоза кишечника и грибковой обсемененности слизистых и кожи связано с бесконтрольным использованием антибиотиков и отсутствием бактериологических обследований для уточнения микрофлоры. Следствием этого была неадекватная антимикробная и противогрибковая терапия. Наиболее часто встречающиеся заболевания, сопровождающие ХРФ, представлены в табл. 5.

При исследовании до начала лечения у всех пациентов изменения в анализах крови в основном представлены палочкоядерным сдвигом и увеличением скорости оседания эритроцитов (СОЭ), а также незначительным повышением уровня глюкозы в крови у пациентов, страдающих сахарным диабетом.

При анализе иммунологических показателей у пациентов 1-й и 2-й групп изменений в клеточном звене не отмечено. Анализ показателей расширенного фагоцитоза выявил повышение уровня хемилюминесценции, индуцированной зимозаном, в 70 % случаев. Проанализировав показатели аффинности сывороточных анти-ОАД-антител, мы установили исходно нормальные их значения у 14 (28 %) человек, снижение в пределах 500–1000 — у 27 (54 %), менее 500 — у 9 (18 %). У всех пациентов до лечения определялся нормальный уровень сывороточных иммуноглобулинов.

Всем 50 больным была назначена комплексная терапия, направленная на санацию очагов инфекции, коррекцию патологии желудочно-кишечного тракта и других сопутствующих заболеваний.

В 1-й группе у 21 пациента Галавит в комплексе с базисной терапией использовали без назначения системной антибактериальной терапии, а у 9 пациентов — в сочетании с антибактериальными препаратами, выбор которых определялся на основании чувствительности выделенной микрофлоры к антибиотикам. Галавит вводили по схеме. Показаниями к назначению антибактериальной терапии служили либо выраженные признаки интоксикации (высокая температура тела, слабость, потливость, головная боль), либо локализация фурункулов на лице.

Все пациенты 2-й группы получали системную антибактериальную терапию с учетом чувствительности выделенной микрофлоры к антибиотикам, местную терапию в виде примочек с гипертоническим раствором, растворами антисептиков, мазевые повязки, обработки ран перекисью водорода, присыпки с банеоцином.

На фоне приема Галавита отмечалось улучшение клинической картины заболевания, выражавшееся в нормализации температуры тела, исчезновении признаков интоксикации, более быстрой регрессии старых фурункулов по сравнению с контрольной группой, где больные получали только базисную и антибактериальную терапию. Ни у одного из пациентов не зафиксировано местных и общих побочных эффектов, а также аллергических реакций при применении Галавита.

При исследовании в динамике отмечалась нормализация показателей гемограммы (снижение СОЭ, уменьшение палочкоядерного сдвига). Существенной динамики в биохимических показателях не выявлено.

После проведенного курса лечения у пациентов 2-й группы исследуемые иммунологические показатели достоверно не изменялись.

При изучении состояния иммунной системы у больных ХРФ 1-й группы, получавших иммуномодулирующую терапию Галавитом, отмечено достоверное снижение содержания моноцитов, а также показателей хемилюминесценции, индуцированной зимозаном. До лечения у пациентов этой группы нормальные показатели аффинности отмечались у 8 (26,7 %) человек, снижение в пределах 500–1000 — у 16 (53,3 %), ниже 500 — у 6 (20 %) больных (табл. 6). После окончания курса терапии Галавитом у 50 % больных наметилась тенденция к нормализации аффинности иммуноглобулинов, причем у 7 (23,3 %) пациентов показатели восстановились до нормы. Уровни IgA, IgM и IgG существенно не изменились (табл. 7).

Катамнестическое наблюдение за больными проводилось в течение 1,5 года. Длительность ремиссии отражена на рис. 1.

У больных, которые получали только антибактериальную или местную терапию, эффект от проводимого лечения наблюдался лишь на момент применения препаратов; в дальнейшем при отмене антибиотиков частота рецидивов заболевания у 60 % пациентов оставалась прежней. У пациентов, получавших Галавит, в 20 % случаев ремиссия длится более 6 мес., из них в 4 % случаев — более 1 года. Возникающие рецидивы имеют более легкое течение, количество одновременно возникающих фурункулов стало меньше, их регрессия — более быстрой, уменьшились признаки интоксикации при обострении.

Таким образом, использование Галавита  в комплексной терапии больных ХРФ показало абсолютное отсутствие местных и общих побочных эффектов, а также аллергических реакций. Отмечены положительное влияние Галавита на показатели фагоцитарного звена иммунной системы, тенденция к нормализации аффинности сывороточных анти-ОАД-антител. Галавит благоприятно влияет на клиническую картину ХРФ, у 20 % больных продлевает ремиссию до срока более 6 мес., нормализует ряд иммунологических параметров, хорошо переносится пациентами и может быть рекомендован к применению в комплексной терапии ХРФ.

Впервые опубликовано  в журнале «Иммунология»


Список литературы

1. Бухарин О.В. Персистенция патогенных бактерий. — М., 1999.

2. Климова С.В., Пинегин Б.В., Кулаков А.В., Комарова И.А. Особенности гуморального антибактериального иммунитета у часто и длительно болеющих людей // Иммунология. — 1997. — № 3. — С. 50-52.

3. Латышева Т.В., Сетдикова Н.X. Эффективность полиоксидония при некоторых формах первичных иммунодефицитов (ОВИН) и при вторичных иммунодефицитных состояниях // Аллергия, астма и клин. иммунол. — 2000. — № 1. — С. 41-43.

4. Мазуров Д.В., Дамбаева С.В., Пинегин Б.В. Оценка внутриклеточного киллинга стафилококка фагоцитами периферической крови с помощью проточной цитометрии // Иммунология. — 2000. — № 2. — С. 57-59.

5. Сетдикова Н.X. Иммуномодуляторы в комплексной терапии иммунокомпрометированных пациентов: Дис... д-ра мед. наук. — М., 2002.

6. Тельнюк Я.И., Сетдикова Н.X., Пинегин Б.В. Изучение особенностей функционирования иммунной системы у больных рецидивирующим фурункулезом // Иммунология. — 2002. — № 4. — С. 218-220.

7. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В. Основные задачи клинической иммунологии по изучению функциональной активности фагоцитирующих клеток // Там же. — 1995. — № 3. — С. 6-10.

8. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В. Современные иммуномодуляторы: основные принципы их применения // Там же. — 2000. — № 5. — С. 4-7.

9. Luxton R.W., Thomson E.J. // J. Immunol. Meth. — 1990. — Vol. 131. — P. 277-282.

10. Quie P.G. // Curr. Probl. Pediatr. — 1972. — Vol. 2. — P. 3-53.

11. Raynor R.H., Wray В.В., Brown W.G. et al. // Clin. Immunol. Immunopathol. — 1980. — Vol. 17, № 3. — P. 372-381.


Вернуться к номеру