Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Травма та її наслідки
Зала синя Зала жовта

Травма та її наслідки
Зала синя Зала жовта

Журнал «Травма» Том 9, №4, 2008

Вернуться к номеру

Взаимосвязь продукции тестостерона и Sfas-антигена у детей с костно-хрящевыми экзостозами

Авторы: Л.С. Павловец, Л.И. Донченко, М.Д. Вдовиченко - НИИ травматологии и ортопедии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, Донецк, Украина

Рубрики: Травматология и ортопедия

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

В работе представлены результаты исследования в сыворотке крови стероидного гормона тестостерона и растворимого sFas-антигена у детей с костно-хрящевыми экзостозами. Установлена регуляторная роль тестостерона в процессе апоптоза. Выявлена отрицательная корреляционная взаимосвязь продукции тестостерона и экспрессии растворимого s-Fas-антигена.

В роботі представлені результати дослідження в сироватці крові стероїдного гормону тестостерону і розчинного sFas-антигену у дітей з кістково-хрящовими екзостозами. Встановлена регуляторна роль тестостерону в процесі апоптозу. Виявлена негативна кореляційна взаємодія продукції тестостерону і експресії розчинного sFas-антигену.

In operation the outcomes of research in Serum of a blood of Hormonum of Testosteron-Depotum and miscible sFas-antigene for children with osteoarticular exostoses represented. Is placed a role of Testosteron-Depotum in the process apoptosys. The negative correlation correlation of production of Testosteron-Depotum and expretion of miscible sFas-антигена is detected.


Ключевые слова

экзостоз, тестостерон, s-FAS-антиген, дети

екзостоз, тестостерон, sFAS-антиген, діти

exostosis, testosteron, sFAS-antigen, children

остеохондродисплазия или костно-хрящевые экзостозы (КХЭ) является наиболее часто встречающейся формой доброкачественного поражения хрящевой ткани у детей. Среди доброкачественных опухолей это поражение составляет от 20 до 30%. Преобладающим местом локализации является бедренная кость [2]. Свыше 70% больных КХЭ приходится на возрастной период 10-16 лет. Именно в этот период происходит ускоренный рост организма и увеличение массы скелета в 4 раза. Известно, что особое место в процессах роста занимают половые гормоны, относящиеся к группе стероидных. К наиболее важным половым гормонам у женщин относятся эстрадиол и прогестерон, а у мужчин - тестостерон. Андрогены и эстрогены усиливают эпифизарный и аппозиционный рост костей у детей, и под влиянием этих же гормонов рост практически останавливается благодаря оссификации эпифизарных хрящей [6]. Многими авторами отмечена прямая связь между развитием костного скелета, его дифференцировкой и содержанием половых гормонов в организме [4,5]. Максимальное возрастание уровня секреции половых гормонов приходится на пубертатный период, т.е. период активной физиологической перестройки организма и интенсификации остеогенеза. Во многих экспериментальных и клинических работах выявлено нарушение баланса уровня половых гормонов у больных с опухолями костей. В частности, при остеогенной саркоме пик заболеваемости приходится на возраст 14-17 лет, что позволило авторам высказать предположение о связи развития остеогенной саркомы в пубертатном периоде с началом функционирования репродуктивной системы. Обосновано данное предположение значительным повышением концентрации тестостерона в крови больных детей, как норморослых, так и высокорослых [6].

В настоящее время не вызывает сомнений и тот факт, что развитие опухолей сопровождается изменениями в функционировании иммунной системы и торможением процессов апоптоза [1]. Собственные результаты исследования показали, что иммунный статус детей с КХЭ характеризуется развитием аутоиммунных реакций, повышенной активностью гуморального звена иммунитета и высокой метаболической активностью нейтрофилов. При этом концентрация растворимого sFAS-антигена в сыворотке крови детей не отличалась от нормы и не имела корреляционных связей с иммунологическими показателями [3], т.е. на системном уровне у детей с КХЭ не выявлено влияния иммунной системы на процессы апоптоза.

В связи с вышеизложенным закономерно возникает вопрос об особенностях продукции у детей с КХЭ половых гормонов и взаимосвязи их с показателями иммунной системы и процессов апоптоза, что и явилось целью настоящей работы.

Материал и методы

Проведено обследование 70 мальчиков с костно-хрящевыми экзостозами, которые находились на лечении в детском отделении Донецкого НИИ травматологии и ортопедии. Наибольшая частота развития заболевания отмечалась у детей в возрасте от 10 до 16 лет, а средний возраст детей составил 13,7 лет. У всех пациентов диагноз был подтвержден данными клинического, рентгенологического и гистологического исследований. Контрольную группу составили 20 здоровых детей соответствующего возраста.

Концентрацию тестостерона и sFAS-антигена в сыворотке крови определяли иммуноферментным методом на анализаторе «Myltiskan EX» фирмы Thermo labsystems (Финляндия). Границы нормы (1,72-6,58 нг/мл) определяли по средним значениям исследуемых показателей у детей контрольной группы ± 2стандартных отклонения.

Статистическая обработка результатов исследования выполнена с помощью программы Statistica for Windows (StatSoft).

Результаты и обсуждение

Установлено, что содержание тестостерона и sFAS-антигена в сыворотке крови у детей с КХЭ существенно не отличалось от контроля (табл.). При этом возраст больных детей прямо коррелировал с содержанием тестостерона в сыворотке крови (r=0,55; p<0,05), т.е. физиологические механизмы гормональной регуляции не имели каких-либо нарушений.

В то же время, у 22,2% больных детей уровень тестостерона был ниже нормы и составлял в среднем 0,48±0,05 нг/мл против 4,15±0,72 нг/мл в контроле (p<0,01). Концентрация sFAS-антигена в сыворотке крови данной группы детей была при этом достоверно выше контроля (376,1±31 пг/мл против 265,1±18,0 пг/мл; p<0,05).

У 27,8% детей содержание тестостерона было выше значений нормы и составляло 10,39±1,05 нг/мл. При этом концентрация sFAS-антигена в сыворотке крови детей с высоким уровнем тестостерона была достоверно ниже контроля (86,7± 14,4 пг/мл против 290,9±16,7 пг/мл; p<0,05).

Исследование взаимосвязи между уровнем тестостерона в сыворотке крови и концентрацией sFAS-антигена выявило умеренную отрицательную корреляцию (r=-0,56; p<0,05), которая подтверждала регуляторную роль тестостерона в реализации процессов апоптоза на системном уровне. В то же время, механизм этого влияния носит, вероятно, опосредованный характер. Выявленные же особенности содержания тестостерона у детей с костно-хрящевыми экзостозами обусловлены многофункциональностью его действия как стероидного гормона. В частности, в наших исследованиях установлена сильная отрицательная корреляционная связь между содержанием в периферической крови тестостерона и моноцитов (r=-0,79; p<0,01), количественные показатели которых у больных детей были повышены (6,64 ±0,7% против 3,4±0,6% в контроле). Увеличение в периферической крови моноцитов при нормальном содержании нейтрофилов может свидетельствовать об асептическом воспалении мышечной ткани в связи с ростом опухоли. Полученные результаты не противоречат данным литературы о противовоспалительном действии тестостерона, который реализуется путем уменьшения образования моноцитами интерлейкинов 1 и 6 (IL-1 и IL-6).

Полученные результаты дают основание предполагать, что регуляторная роль тестостерона в процессах апоптоза заключается в его противовоспалительном действии как стероидного гормона, благодаря которому создаются более благоприятные условия для активации апоптоза опухолевых клеток. Однако продукция его у детей с костно-хрящевыми экзостозами на ранней стадии развития опухоли недостаточна, что и обусловливает ее рост. К сожалению, однозначно доказать этот механизм развития данного вида доброкачественной опухоли можно только экспериментальным путем.

Выводы

1. У мальчиков с костно-хрящевыми экзостозами сохраняются физиологические механизмы гормональной регуляции и продукция тестостерона положительно коррелирует с их возрастом.

2. При развитии костно-хрящевых экзостозов у детей продукция тестостерона и экспрессия растворимого sFAS-антигена имеют отрицательную корреляционную взаимосвязь, что подтверждает регуляторную роль тестостерона в реализации процессов апоптоза на системном уровне.


Список литературы

1. Абросимов А.Ю. Некроз и апоптоз клеток саркомы до и после облучения опухоли: Дисс. ... канд.мед.наук. – Обнинск, 1993.

2. Волков М.В. Болезни костей у детей. – М.: «Медицина»,1985.- 273с.

3. Климовицький В.Г., Донченко Л.І., Павловець Л.С., Вдовиченко М.Д., Анпілова Н.В. Концентрація розчинного Fas-антигена (sFas) і стан імунітету у дітей з кістково-хрящовими екзостозами // Науковий вісник Ужгородського університету, серія “Медицина”, 2007. - Вип.32. – С.95-98.

4. Корницкий М.А. Влияние половых гормонов и глюкокортикоидов на развитие опухолей костей: Автореф.доктор.дисс.- М.,1975.-С.28.

5. Корницкий М.А. Влияние андрогенов на развитие опухолей костей в эксперименте //Вопр.онкол.-1974.-№11.-С.26-31.

6. Ибрагимов Э.Э. Роль эстрогенов и андрогенов в клиническом течении и прогнозе остеогенной саркомы //Автор.канд.дисс. М.-1992.-С.29.


Вернуться к номеру